Биография И.С. Тургенева
Тургенев
Иван Сергеевич
(09.11.1818 - 03.09.1883)
Биография
Родился в г. Орел. По отцу Тургенев
принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,
урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее
имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд
Орловской губернии) прошли детские годы будущего
писателя. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у
домашних учителей, затем, в 1833, поступает на
словесное отделение Московского университета, в
1834 переходит на историко-филологический
факультет Петербургского университета. Одно из
сильнейших впечатлений ранней юности (1833)
влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую,
переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева,
отразилось в повести "Первая любовь" (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои
стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает
студента на литературный вечер (там будущий
писатель впервые увидел А. С. Пушкина), а в 1838
печатает в "Современнике" тургеневские
стихотворения "Вечер" и "К Венере
Медицийской" (к этому моменту Тургеневым
написано около сотни стихотворений, в основном
не сохранившихся, и драматическая поэма
"Стено").
В мае 1838 Тургенев отправляется в
Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа
парохода "Николай I", на котором плыл
Тургенев, будет описана им в очерке "Пожар на
море" (1883; на французском языке). До августа 1839
Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в
университете, занимается классическими языками,
пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В.
Станкевичем. После короткого пребывания в России
в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по
май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А.
Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение
Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей:
вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не
мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она
родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843
Тургенев поступает на службу в Министерство
внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на современном
материале "Параша", получившая высокую
оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком,
перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным
его сына), сближение с его окружением (в
частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его
литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме
("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе,
близкой принципам "натуральной школы" и не
чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова ("Андрей
Колосов", 1844; "Три портрета", 1846;
"Бретер", 1847).
В 1843 году Тургенев знакомится с
певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к
которой во многом определит внешнее течение его
жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С
начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в
Германии, Франции; Тургенев свидетель
французской революции 1848): опекает больного
Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом,
знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф.
Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести "Петушков"
(1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии
"Холостяк" (1849), "Где тонко, там и
рвется", "Провинциалка" (обе 1851),
психологическую драму "Месяц в деревне" (1855).
Главное дело этого периода "Записки
охотника", цикл лирических очерков и
рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и
Калиныч" (1847; подзаголовок "Из записок
охотника" был придуман И. И. Панаевым для
публикации в разделе "Смесь" журнала
"Современник"); отдельное двухтомное
издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены
рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые
мощи", "Стучит" (1874). Открыв Россию и
русского человека, положив начало
"крестьянской теме" в отечественной
словесности, "Записки охотника" стали
смысловым фундаментом всего дальнейшего
творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к
исследованию феномена "лишнего человека"
(проблема, намеченная в "Гамлете Щигровского
уезда"), и к осмыслению таинственного ("Бежин
луг"), и к проблеме конфликта художника с
душащей его обыденностью ("Певцы").
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В.
Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему
повелению посажен на съезжую (там был написан
рассказ "Муму"). В мае выслан в Спасское, где
живет до декабря 1853 (работа над неоконченным
романом, повестью "Два приятеля", знакомство
с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым
и литераторами из круга "Современника"); в
хлопотах об освобождении Тургенева важную роль
сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России:
зимой по преимуществу в Петербурге, летом в
Спасском. Его ближайшая среда редакция
"Современника"; состоялись знакомства с И. А.
Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским;
Тургенев принимает участие в издании
"Стихотворений" Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает
его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой
Виардо приводит к краткому, но едва не
закончившемуся женитьбой роману с дальней
родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются
повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков"
(1855), "Переписка", "Фауст" (обе 1856).
"Рудиным" (1856) открывается серия
тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную
социально-политическую проблематику и, в
конечном итоге, ставящих "современность"
перед лицом неизменных и загадочных сил любви,
искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но
неспособный на поступок "лишний человек"
Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к
смиренному самоотвержению и надежде на счастье
для людей нового времени Лаврецкий
("Дворянское гнездо", 1859; события происходят
в обстановке близящейся "великой реформы");
"железный" болгарин-революционер Инсаров,
становящийся избранником героини (то есть
России), но "чужой" и обреченный смерти
("Накануне", 1860); "новый человек"
Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт ("Отцы и дети", 1862; пореформенная Россия
не освобождается от вечных проблем, а
"новые" люди остаются людьми:
"дюжинные" будут жить, а захваченные
страстью или идеей погибнут); зажатые меж
"реакционной" и "революционной"
пошлостью персонажи "Дыма" (1867);
революционер-народник Нежданов, еще более
"новый" человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России
("Новь", 1877); все они, вкупе с второстепенными
персонажами (при индивидуальном несходстве,
различии нравственно-политических ориентаций и
духовного опыта, разной степени близости к
автору), состоят в тесном родстве, совмещая в
разных пропорциях черты двух вечных
психологических типов героического энтузиаста,
Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера,
Гамлета (ср. программную статью "Гамлет и Дон
Кихот", 1860).
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев
попадает в мучительный водоворот двусмысленных
отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы 1856-1857
(завершена мрачноватая "Поездка в Полесье")
он отправляется в Англию, затем в Германию, где
пишет "Асю", одну из наиболее поэтичных
повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в
общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского
"Русский человек на rendez-vous", 1858), а осень и
зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в
дальнейшем нередко год Тургенева будет
члениться на "европейский, зимний" и
"российский, летний" сезоны.
После "Накануне" и посвященной
роману статьи Н. А. Добролюбова "Когда же
придет настоящий день?" (1860) происходит разрыв
Тургенева с радикализировавшимся
"Современником" (в частности, с Н. А.
Некрасовым; их взаимная враждебность
сохранялась до конца). Конфликт с "молодым
поколением" усугубился романом "Отцы и
дети" (памфлетная статья М. А. Антоновича
"Асмодей нашего времени" в
"Современнике", 1862; так называемым
"расколом в нигилистах" во многом
мотивирована позитивная оценка романа в статье
Д. И. Писарева "Базаров", 1862). Летом 1861
произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не
обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести
"Призраки" (1864) Тургенев сгущает
намечавшиеся в "Записках охотника" и
"Фаусте" мистические мотивы; эта линия
получит развитие в "Собаке" (1865), "Истории
лейтенанта Ергунова" (1868), "Сне",
"Рассказе отца Алексея" (оба 1877), "Песни
торжествующей любви" (1881), "После смерти
(Клара Милич)" (1883). Тема слабости человека,
оказывающегося игрушкой неведомых сил и
обреченного небытию, в большей или меньшей мере
окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее
прямо она выражена в лирическом рассказе
"Довольно!" (1865), воспринятом современниками
как свидетельство (искреннее или
кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного
кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского
в романе "Бесы", 1871).
В 1863 происходит новое сближение
Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в
Бадене, затем (по окончании франко-прусской
войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г.
Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде,
Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя
функцию посредника между русской и западными
литературами. Растет его общеевропейская слава:
в 1878 на международном литературном конгрессе в
Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он
почетный доктор Оксфордского университета.
Тургенев поддерживает контакты с русскими
революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и
оказывает материальную поддержку эмигрантам. В
1880 Тургенев участвует в торжествах в честь
открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81
старый писатель переживает бурное увлечение
актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние
приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом
("Степной король Лир", 1870; "Пунин и
Бабурин", 1874) и упомянутыми выше
"таинственными" повестями в последние годы
жизни Тургенев обращается к мемуаристике
("Литературные и житейские воспоминания",
1869-80) и "Стихотворениям в прозе" (1877-1882), где
представлены едва ли не все основные темы его
творчества, а подведение итогов происходит
словно бы в присутствии близящейся смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года
мучительной болезни (рак спинного мозга).
Похороны в Петербурге вылились в массовую
манифестацию. Умер в местечке Буживаль, близ
Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге].