Биография Л.Н. Толстого
Толстой
Лев Николаевич
(09.09.1828 - 20.11.1910).
Биография.
Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди
предков писателя по отцовской линии —
сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых
в России получивший графский титул. Участником
Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н.
И. Толстой. По материнской линии Толстой
принадлежал к роду князей Болконских, связанных
родством с князьями Трубецкими, Голицыными,
Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями.
По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец
впервые повез его в Москву, впечатления от
встречи с которой живо переданы будущим
писателем в детском сочинении "Кремль".
Москва здесь названа "величайшим и
многолюднейшим городом Европы", стены
которого "видели стыд и поражение непобедимых
полков Наполеоновых". Первый период
московской жизни юного Толстого продолжался
менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв
сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя
братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь
жила одна из отцовских сестер, ставшая их
опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной
года готовился к поступлению в университет, где
учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на
юридическом факультете. Изучал турецкий и
татарский языки у известного тюрколога
профессора Казембека. В зрелую пору жизни
писатель свободно владел английским,
французским и немецким языками; читал на
итальянском, польском, чешском и сербском; знал
греческий, латинский, украинский, татарский,
церковнославянский; изучал древнееврейский,
турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и
учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся
самостоятельной работой над исторической темой
и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную
Поляну, полученную им по разделу отцовского
наследства. Затем он отправился в Москву, где в
конце 1850 г. началась его писательская
деятельность: незаконченная повесть из
цыганского быта (рукопись не сохранилась) и
описание одного прожитого дня ("История
вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть
"Детство". Вскоре Толстой решил поехать на
Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич,
офицер-артиллерист, служил в действующей армии.
Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен
на младший офицерский чин. Впечатления писателя
от Кавказской войны отразились в рассказах
"Набег" (1853), "Рубка леса" (1855),
"Разжалованный" (1856), в повести "Казаки"
(1852—1863). На Кавказе была завершена повесть
"Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале
"Современник".
Когда началась Крымская война, Толстой
перевелся с Кавказа в Дунайскую армию,
действовавшую против турок, а затем в
Севастополь, осажденный объединенными силами
Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м
бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и
медалями "За защиту Севастополя" и "В
память войны 1853—1856 гг.". Не раз Толстого
представляли к награде боевым Георгиевским
крестом, но однако "Георгия" он так и не
получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о
переформировании артиллерийских батарей и
создании штуцерных, вооруженных нарезными
ружьями батальонов, о переформировании всей
русской армии. Вместе с группой офицеров
Крымской армии Толстой намеревался выпускать
журнал "Солдатский вестник" ("Военный
листок"), но его издание не было разрешено
императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре
отправился в полугодичное заграничное
путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и
Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне
школу для крестьянских детей, а затем помог
открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы
направить их деятельность по верному, с его точки
зрения, пути, он издавал педагогический журнал
"Ясная Поляна" (1862). С целью изучить
постановку школьного дела в зарубежных странах
писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в
число мировых посредников первого призыва,
стремившихся помочь крестьянам решать их споры с
помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда
Толстой находился в отъезде, жандармы произвели
обыск в поисках тайной типографии, которую
писатель якобы завел после того, как общался в
Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось
закрыть школу и прекратить издание
педагогического журнала. Всего его перу
принадлежат одиннадцать статей о школе и
педагогике ("О народном образовании",
"Воспитание и образование", "Об
общественной деятельности на поприще народного
образования" и другие). В них он подробно
описал опыт своей работы с учениками
("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь
месяцы", "О методах обучения грамоте",
"Кому у кого учиться писать, крестьянским
ребятам у нас или нам у крестьянских ребят").
Толстой-педагог требовал сближения школы с
жизнью, стремился поставить ее на службу
запросам народа, а для этого активизировать
процессы обучения и воспитания, развивать
творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого
пути Толстой становится поднадзорным писателем.
Одними из первых произведений писателя стали
повести "Детство", "Отрочество" и
"Юность", "Молодость" (которая, однако,
не была написана). По замыслу автора, они должны
были составить роман "Четыре эпохи
развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия
устанавливается порядок жизни Толстого, его быт.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача
Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом
"Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и
мир", Толстой несколько лет изучал материалы о
Петре I и его времени. Однако, написав несколько
глав "петровского" романа, Толстой
отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг.
писателя вновь увлекла педагогика. Много труда
вложил он в создание "Азбуки", а затем и
"Новой азбуки". Тогда же им были составлены
"Книги для чтения", куда он включил много
своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через
четыре года закончил работу над большим романом
о современности, назвав его по имени главной
героини — "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в
конце 1870 — нач. 1880 гг., завершился переломом в его
мировоззрении. В "Исповеди" (1879—1882) писатель
говорит о перевороте в своих взглядах, смысл
которого он видел в разрыве с идеологией
дворянского класса и переходе на сторону
"простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с
семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том,
чтобы дать образование своим подраставшим детям.
В 1882 г. проходила перепись московского населения,
в которой писатель принял участие. Он близко
увидел обитателей городских трущоб и описал их
страшную жизнь в статье о переписи и в трактате
"Так что же нам делать?" (1882—1886). В них
писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя
жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь"
и "Так что же нам делать?" представляли собой
произведения, в которых Толстой выступал
одновременно и как художник и как публицист, как
глубокий психолог и смелый социолог-аналитик.
Позднее этот род произведений — по жанру
публицистических, но включающих в себя
художественные сцены и картины, насыщенные
элементами образности,— займет большое место в
его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет
также религиозно-философские сочинения:
"Критика догматического богословия", "В
чем моя вера?", "Соединение, перевод и
исследование четырех Евангелий", "Царство
божие внутри вас". В них писатель не только
показал перемену в своих
религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг
критическому пересмотру главные догматы и
принципы учения официальной церкви. В середине
1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в
Москве издательство "Посредник", печатавшее
для народа книги и картины. Первым из
произведений Толстого, напечатанным для
"простого" народа, был рассказ "Чем люди
живы". В нем, как и во многих других
произведениях этого цикла, писатель широко
воспользовался не только фольклорными сюжетами,
но и выразительными средствами устного
творчества. С народными рассказами Толстого
тематически и стилистически связаны его пьесы
для народных театров и, более всего, драма
"Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена
трагедия пореформенной деревни, где под
"властью денег" рушились вековые
патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого
"Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер"
("История лошади"), "Крейцерова соната"
(1887—1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол"
(1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898)
ставятся проблемы любви и брака, чистоты
семейных отношений.
На основе социального и
психологического контраста строится повесть
Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная
стилистически с циклом его народных рассказов,
написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой
написал для "домашнего спектакля" комедию
"Плоды просвещения". В ней также показаны
"хозяева" и "работники": живущие в
городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из
голодной деревни, лишенные земли крестьяне.
Образы первых даны сатирически, вторых автор
изображает как людей разумных и положительных,
но в некоторых сценах и их "подает" в
ироническом свете.
Все эти произведения писателя
объединены мыслью о неминуемой и близкой по
времени "развязке" социальных противоречий,
о замене изжившего себя общественного
"порядка". "Какая будет развязка, не
знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело
подходит к ней и что так продолжаться, в таких
формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей
одухотворено крупнейшее произведение всего
творчества "позднего" Толстого — роман
"Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну
Каренину" от "Войны и мира".
"Воскресение" отделено от "Анны
Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое
отличает третий роман от двух предыдущих, их
объединяет истинно эпический размах в
изображении жизни, умение "сопрягать" в
повествовании отдельные человеческие судьбы с
судьбой народной. Толстой сам указывал на
единство, существующее между его романами: он
говорил, что "Воскресение" написано в
"старой манере", имея, прежде всего, в виду
эпическую "манеру", в которой были написаны
"Война и мир" и "Анна Каренина".
"Воскресение" стал последним романом в
творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом
Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни
писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат"
(1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два
полюса властного абсолютизма" — европейский,
олицетворяемый Николаем I, и азиатский,
олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой
создает одну из лучших своих пьес — "Живой
труп". Ее герой — добрейшей души, мягкий,
совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет
отношения с привычной ему средой, попадает на
"дно" и в здании суда, не вынеся лжи,
притворства, фарисейства "добропорядочных"
людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты
с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г.
статья "Не могу молчать", в которой он
протестовал против репрессий над участниками
событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся
рассказы писателя "После бала", "За
что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне,
Толстой не раз собирался и долго не решался ее
покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь"
уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно
покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел
воспалением легких и вынужден был сделать
остановку на маленькой станции Астапово (ныне
Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя
похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага,
где в детстве он вместе с братом искал "зеленую
палочку", хранившую "секрет", как сделать
всех людей счастливыми.