Биография М.Ю. Лермонтова
Лермонтов
Михаил Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Биография
Родился в Москве в семье армейского
капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и наследницы
пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845).
Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был
неравным и несчастливым; мальчик рос в
обстановке семейных несогласий. После ранней
смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась
его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении
Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование,
с детства свободно владел французским и немецким
языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на
воды на Кавказ; детские впечатления от
кавказской природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве ("Кавказ",
1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..",
1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й
класс Московского университетского
благородного пансиона, где получает
гуманитарное образование. Уже в Тарханах
определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в
пансионе определяется преимущественная
ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина,
байроническую поэму. Байроническая поэма
становится основой раннего творчества
Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы
"Корсар", "Преступник", "Олег",
"Два брата" (опубликованы посмертно),
"Последний сын вольности", "Измаил-Бей",
"Демон".
В центре байронической поэмы — герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом
и попирающий его социальные и нравственные
нормы; над ним тяготеет "грех", преступление,
обычно облеченное тайной и внешне предстающее
как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу
Сената он был преобразован в гимназию. В 1830
Лермонтов увольняется "по прошению" и
проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных
Середниково; в том же году после сдачи экзаменов
зачислен на нравственно-политическое отделение
Московского университета. К этому времени
относится первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он
познакомился у своей приятельницы А. М.
Верещагиной. С Сушковой связан лирический
"цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен
взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону"
("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю
тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее
Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и
кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875),
дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет формирование
личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения
являются во многом попыткой личностного
самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" —
лирического размышления, в центре которого
определенный момент непрерывно идущего
самоанализа и самоосмысления. Стихотворения
1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы.
Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова
редка; социально-политическая проблематика, как
правило, выступает у него в системе философских и
психологических размышлений. Это особенно
заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг.
Московский университет жил философскими и
политическими интересами, в нем функционировали
студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича,
А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними
Лермонтова нет сведений, однако он, возможно,
разделял свойственный им дух политической
оппозиции и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора М. Я.
Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в
"Жалобах турка" (1829) и серии стихов,
посвященных европейским революциям 1830—1831 ["30
июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"],
событиям Великой французской революции ("Из
Андрея Шенье", 1830—1831) и эпохе пугачёвщины
("Предсказание", 1830). Так подготавливается
проблематика первого прозаического опыта
Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834) с
широкой панорамой крестьянского восстания
1774—1775 гг.
Адресатом лирических стихов
Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина
(1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища
по университету Лермонтова. Чувство к ней
Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным. Лопухина была адресатом или
прототипом как в ранних стихах ["К
Лермонтов" ("У ног других не забывал...",
1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие],
так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее
проходит в стихотворении "Нет, не тебя так
пылко я люблю", в "Княгине Литовской"
(Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество
поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к
балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" —
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка",
1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время
определяются как бы две тематические группы:
одна тяготеет к средневековой русской истории
("Последний сын вольности", 1831;
"Литвинка", 1832), другая — к экзотическим
кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул
Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский
университет и переезжает в Петербург, надеясь
продолжить образование в Петербургском
университете; однако ему отказались зачесть
прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать
обучение заново, Лермонтов принимает совет
родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает
экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров и проводит два года в
военно-учебном заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не оставляли времени для
творческой деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился в так называемых
юнкерских поэмах — "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" — все 1834). Она
оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен
корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь
1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи
Абрек" — первое выступление Лермонтов в
печати (по преданию, рукопись была отнесена в
журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в
цензуру первую редакцию драмы "Маскарад",
работает над поэмами "Сашка", "Боярин
Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская".
Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н.
Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к
формирующимся славянофильским кружкам С. А.
Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882)
Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над
"Маскарадом" (1835—1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования,
трижды подавал в драматическую цензуру и дважды
переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает
"Боярина Оршу" (1835—1836), первую оригинальную
и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова
создать исторический характер — феодала эпохи
Грозного, живущего законами боярской чести. Эта
тема была продолжена в "Песне про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова" (1838). Своего рода аналогом
"Песни..." в лирике Лермонтова было
"Бородино", отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о
народной войне 1812.
В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в
ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также
незнаком. Тем более принципиальный характер
получает его стихотворение "Смерть Поэта"
(1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по
получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837
Лермонтов был арестован; началось политическое
дело о "непозволительных стихах". Под
арестом Лермонтов пишет несколько
стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты,
печальный мой сосед"), "Узник", положивших
начало блестящему "циклу" его "тюремной
лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь"
(оба — 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший
приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в
Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте
он выехал через Москву. Простудившись в дороге,
был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в
полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра
до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в
Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем
за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под
крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он
записывает народную сказку об Ашик-Керибе
("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит
восточной речи и психологию "турецкого"
сказителя; народный характер поэт раскрыл в
"Дарах Терека", "Казачьей колыбельной
песне", "Беглеце". В Пятигорске и
Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным,
знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в
"Княжне Мери"); знакомится со ссыльными
декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н.
Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.
И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно
раскрылось художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью. Ему
принадлежат акварели, картины маслом, рисунки —
пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена
хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В
октябре 1837 был отдан приказ о переводе
Лермонтова в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии
Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й
пол. января 1838 Лермонтов возвращается в
Петербург. 1838—1841 — годы его литературной славы.
Он сразу же попадает в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским,
П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в
семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов
накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840
в Петербурге отдельными изданиями выходят
единственные прижизненные сборники
"Стихотворения" и "Герой нашего
времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало
уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не
считая драм и неоконченных прозаических
сочинений. Подавляющее большинство произведений
Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838—1840 поэт входит в "Кружок
шестнадцати" — аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды, объединенное
законами корпоративного поведения и
политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе
словно оживают пушкинские начала. Однако основы
прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом
противоположны пушкинским; ему не свойственны
лаконизм пушкинской прозы и поэтика
"гармонической точности" в поэзии. Близких
отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не
складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв
далеко не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и
формирующиеся московские славянофильские
кружки. Со своей стороны, Лермонтов
присматривался к деятельности будущих
славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина),
сохранял с ними личные связи, напечатал в
"Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но
остался холоден к социально-философским основам
их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки".
Именно там появляется большинство
прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла",
"Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у
Лермонтова произошло столкновение с сыном
французского посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом было светское
соперничество — предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был
заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки
и получила значение акта защиты национального
достоинства. 18 февраля состоялась дуэль,
окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее
был предан военному суду; под арестом его
навещают друзья и литературные знакомые. Под
арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с
Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был
отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский
пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В
июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру
командующего войсками Кавказской линии генерала
П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с
горцами и в кровопролитном сражении при р.
Валерик.
В начале февраля 1841, получив
двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за
храбрость, но Николай I отклоняет представление.
Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный
вниманием; он полон творческих планов,
рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует
духовная жизнь Востока, с которой он
соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих
произведениях он касается проблем "восточного
миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки,
Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он
прибывает в Пятигорск и получает разрешение
задержаться для лечения на минеральных водах.
Здесь он пишет целый ряд стихотворений:
"Сон", "Утес", "Они любили друг
друга...", "Тамара", "Свиданье",
"Листок", "Выхожу один я на дорогу...",
"Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит
общество прежних знакомых, и в том числе своего
товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из
вечеров в пятигорском семействе Верзилиных
шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла
за собой вызов; не придавая значения размолвке,
Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в
товарища, и был убит наповал. Похоронен в
фамильном склепе в Тарханах.