Биография В.С. Высоцкого
Высоцкий
Владимир Семенович
(25.01.1938 - 25.07.1980).
Биография
Родился в Москве в семье служащих. Отец,
Семен Владимирович, участник Великой
Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна
(урожденная Серегина), родилась в Москве, по
специальности переводчик. Первые годы жизни
Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой
Отечественной войны он с матерью эвакуируется на
Урал, в город Бузулук Оренбургской области.
Спустя два года они вновь возвращаются в Москву.
С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в
Германии, где служит его отец. В эти годы
воспитанием Володи занимается в основном
Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова, вторая
жена его отца, под руководством которой он
занимается музыкой — берет уроки игры на
фортепьяно у приходящего в дом учителя-немца. По
возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в
семье отца; весной 1955 г. переезжает жить к матери.
По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на
механический факультет Московского
инженерно-строительного института, который
вскоре оставляет, проучившись в нем всего один
семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий
занимается в драмкружке Дома учителя, которым в
то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В
1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий
выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию
МХАТ на курс П. В. Массальского. В студенческие
годы Высоцкий — один из постоянных авторов и
участников многочисленных "капустников"; он
пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты. По
окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в
театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр,
пробуется в театр "Современник". С 1964 г.
Высоцкий — актер Московского театра Драмы и
комедии на Таганке, которым руководит Ю. П.
Любимов. С конца 1950-х гг. Высоцкий также активно
работает в кино, где им сыграно около 30 ролей. С
середины 1960-х гг. Высоцкий начинает работать в
кино не только как актер, но и как автор песен.
Начало своего творческого пути Высоцкий
связывал с влиянием на него Б. Окуджавы: "Меня
поразило, насколько сильнее воздействие его
стихов на слушателей, когда он читает их под
гитару, и я стал пытаться делать это сам".
Первой своей песней Высоцкий считал
"Татуировку" (1961), которая была написана в
Ленинграде. Творчество Высоцкого начального
периода (1961—1964) опиралось в основном на традиции
"блатного" фольклора и городского романса и
носило скорее характер пародии, вариации на
"блатные" темы. К середине 60-х гг. в
творчестве Высоцкого наметился кризис; его
приход в только что реорганизованный Театр драмы
и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил
разрешение этого кризиса. Яркая
индивидуальность театра, его интеллектуальная
направленность привлекли к нему многих
интересных писателей и поэтов, актеров и ученых,
композиторов. Написав первый раз музыку к стихам
А. Вознесенского для спектакля "Антимиры"
(1965), Высоцкий начинает работать для театра.
Первой песней Высоцкого, профессионально
исполненной в спектакле ("Десять дней, которые
потрясли мир", 1965), была песня белых офицеров
"В куски разлетелася корона". В этот период
(1964—1968) происходит тематическое и жанровое
расширение творчества Высоцкий: отклики на
политические события ("китайский" цикл), на
события личной жизни ("Мой друг уедет в
Магадан"), зарисовки фельетонного характера
("Песня завистника", "Перед выездом в
загранку"). В это же время появляются первые
песни-сказки "О нечисти", "Про джинна",
"Про дикого вепря", "О несчастных
сказочных персонажах", антисказка
"Лукоморья больше нет". Интерес Высоцкого к
фантастике выразился в цикле
"фантастических" произведений: "В далеком
созвездии Тау Кита", "Песня космических
негодяев", "Каждому хочется малость
погреться" (1966). Одновременно с этим появляются
первые "спортивные" песни: "О
сентиментальном боксере", "О конькобежце на
короткие дистанции". В эти годы по-новому
начинает звучать военная тема, которая в раннем
творчестве была переплетена с тюремной
("Штрафные батальоны", 1963) и впоследствии
нередко обнаруживала свою с ней связь ("Песня о
госпитале", "Все ушли на фронт", "Песня о
звездах"; все — 1964). В 1965 г. в спектакле Театра
на Таганке "Павшие и живые" (поэтическая
композиция по произведениям поэтов военного
поколения) звучала песня Высоцкого "Солдаты
группы "Центр"", а в 1966 г. в фильме В. Турова
"Я родом из детства" прозвучало несколько
песен Высоцкого, в том числе "Братские
могилы" в исполнении М. Бернеса. В этом же году
Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина
"Вертикаль", для которой пишет цикл
"альпинистских" песен: "К вершине",
"Песня о друге", "Военная песня". На
первый план выдвигается лирическое начало. К
концу 1960-х гг. эта тенденция усиливается, чему в
значительной степени способствуют личные
обстоятельства жизни поэта (знакомство летом 1967
г. с будущей женой — Мариной Влади, французской
актрисой театра и кино русского происхождения
(настоящее имя — Марина Владимировна
Полякова-Байдарова). К концу 60-х гг. относятся
первые (в основном — нотные) публикации
произведений Высоцкого. В это же время в
официальной прессе появляется ряд статей,
содержащих критику произведений Высоцкого, где
им было отказано не только в художественности, но
и в "высокой идейности, подлинной
гражданственности". Поэтическим откликом
Высоцкого на эти события стала "Охота на
волков" (1968).
В эти годы Высоцкий пробует работать и
в других жанрах: повесть "Жизнь без сна" (1968,
название дано при первой публикации в парижском
журнале "Эхо"; в отечественном самиздате
распространялась под названием "Дельфины и
психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 г.,
заявка на киносценарий "Удивительная история
очень молодого человека из Ленинграда и девушки
из Шербурга" (1969; опубликована в 1992 г.) и
киносценарий "Как-то все вышло..." (1969—1970). Но
ни один из замыслов Высоцкому реализовать не
удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для
детей "Вступительное слово про Витьку
Кораблева и друга закадычного Ваню
Дыховичного" в 2 частях для издательства
"Детская литература", которым она так и не
была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке
начинаются репетиции спектакля по пьесе У.
Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл
главную роль. Эта актерская работа Высоцкого
стала вехой не только на его актерском, но и на
поэтическом поприще, оказав заметное влияние на
все его последующее творчество. Все чаще в
произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы
жизни и смерти, человеческого предназначения,
общечеловеческой связанности и ответственности,
так или иначе окрашенные "гамлетовской"
темой: "Бег иноходца" (1970), "Горизонт"
(1971), "Кони привередливые" (1972). Одно из
центральных мест в поэзии этого периода (1968—1973)
занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в
котором размышлениям о судьбах своего поколения
и о своей собственной судьбе Высоцкий придал
форму лирико-философского монолога,
позволяющего не только лучше понять искания
самого поэта, но еще и представить его видение
образа Гамлета. В жанровом отношении этот период
творчества поэта более однороден, чем
предшествующий: наряду с лирико-философским
монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру
баллады. "Гамлетовским" содержанием
наполнен цикл баллад, написанный к фильму
"Бегство мистера Мак-Кинли" (1973): "Баллада
о маленьком человеке", "Баллада о
манекенах", "Баллада об уходе в рай",
"Прерванный полет". Впервые появляются
произведения исповедальной ("Я не люблю", 1969;
"Маски", 1971; "Памятник", 1973; "Когда я
отпою и отыграю", 1973) и любовной лирики ("Мне
каждый вечер зажигает свечи", 1968; "Маринка,
слушай, милая Маринка", 1969; "Нет рядом никого,
как ни дыши", 1969; "Люблю тебя сейчас", 1973).
Одновременно с этим формируется и собственно
лирический герой Высоцкого. В этот период
созданы наиболее значительные произведения о
войне — "Песня о Земле" (1969), "Он не
вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем Землю"
(1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий
совершает свою первую зарубежную поездку,
впечатления от которой нашли отражение в цикле
стихов "Из дорожного дневника". Позднее
первое стихотворение этого цикла "Ожидание
длилось, а проводы были недолги" опубликовано
с купюрами в альманахе "День поэзии. 1975". Это
была единственная прижизненная публикация
стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы
Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу
живет в Париже, где работает над циклами,
заказанными ему режиссером С. Тарасовым для
фильма "Стрелы Робин Гуда" и драматургом Э.
Володарским для спектакля "Звезды для
лейтенанта". В 1977 г. Высоцкий впервые выступает
в Париже на празднике "Юманите" и на вечере
советской поэзии в "Павийон де Пари" с
группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е.
Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В.
Коротич). В последующие годы (1978—1979) Высоцкий
много выступает за рубежом: в Германии, Италии,
США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий — один из участников
альманаха "Метрополь", организованного Вик.
Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными
впоследствии из Союза писателей. В этот альманах
Высоцким было представлено около 20 произведений,
разнообразных как в жанровом отношении, так и по
времени их написания: от самых ранних ("Ребята,
напишите мне письмо...") до более зрелых
("Банька по-белому", "На смерть Шукшина",
"Горизонт").
Наиболее зрелый этап творчества поэта
— 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии
Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы —
от судьбы отдельной личности до судьбы целого
поколения и всего народа. Для этого этапа
наиболее характерны жанры философского монолога
и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым
началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и
Лжи"). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на
радио, многие из спектаклей с его участием
записаны на диски: "Зеленый фургон",
"Мартин Иден", "Незнакомка" и
"Маленькие трагедии". Большой цикл написан
им для музыкальной сказки "Алиса в Стране
чудес" (1977). В эти годы Высоцкий продолжает
работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над
прозой ("Роман о девочках", 1977),
киносценарием ("Венские каникулы", в
соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в
режиссуре, вынашивает идею создания
"авторского" кино.
25 июля 1980 г. в своей московской
квартире Высоцкий скончался от сердечного
приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.